Домой Поиск по сайту Напишите нам письмо

Ушу


Поиск по сайту

Содержание:

  • Социологический подход к анализу сов...
  • История формирования и развития боев...
  • История капоэйры
  • Происхождение и развитие боевых иску...
  • История таэквон-до
  • Ушу
  • Женская самооборона
  • Правда и ложь о женской самообороне
  • Ушу: в поисках истинной традиции
  • Происхождение боев без правил
  • История Савата (французского бокса)
  • История каратэ-до
  • Женская борьба и секс
  • О женском поединке
  • Сиамское коленоприкладство
  • Гунфу: мифы боевых искусств Китая
  • Боевые искусства России
  • Из истории единоборств
  • Про восточные единоборства
  • Интегральное боевое искусство
  • Что такое боевое искусство?
  • Русский стиль для личной безопасност...
  • Ушу

    Ушу дословно означает воинские искусства. Как и любое другое искусство ушу первоначально возникло из ремесла, состоявшего из навыков охоты и самозащиты. Толчком к возникновению подобной системы явилась мысль не только иметь хорошее оружие, но и владеть мастерством его использования.

    Уже в конце второго века появилась стройная система индивидуальной подготовки воинов, носившая название уи. Этот термин использовался на протяжении ряда столетий, став впоследствии синонимом слова ушу. В уи вошла борьба (цзюэди), рукопашный бой (шоубо) и техники работы с оружием (так называемые "18 боевых искусств", состоящие из умения пользоваться девятью короткими и девятью длинными видами оружия). Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений (таолу), которые выполнялись индивидуально и с партнерами.

    На протяжении ряда столетий Ушу (Уи) совершенствовалось, вбирая в себя методы владения различным оружием и собственным телом, став в результате неким синтезом из вещей сколь разнородных, столь и взаимодополняющих, и превратившись не в простую систему боя, а в путь к само совершенству.

    В настоящее время в Китае существует несколько сотен разных стилей Ушу, включающих в себя рукопашный бой и технику работы с разнообразным оружием. Деление стилей и техник единоборства происходит от привязки к территории их происхождения. Основными центрами возникновения различных школ и направлений единоборства стали: южный и северный Шаолинь, и территории Уданских и Эмэйских гор.

    Условно существует деление на "внешние" и "внутренние" школы. По преданию, впервые это деление ввел даосский монах Чжан Саньфэн в 12 веке. Он учил, что "внешние" стили базируются на развитии физических качеств, а "внутренние" - на использовании жизненной силы (ци) и выжидании, как основной технике. Позднее стало популярным сравнивать "внешние" стили с преодолевающей препятствия горной рекой, а "внутренние" - с равнинной, огибающей их.

    Существует мнение, что такое деление возникло в результате противопоставления шаолиньского ушу (с его легендарными физическими тренировками) ряду остальных техник единоборства. Возможно поэтому в дальнейшем "внутренние" стили связывали с даосской традицией, а внешние с буддийской. Но по большому счету это деление весьма условно, так как в любом "внешнем" стиле или направлении внутренней работе отводится очень значимое место, а любая "внутренняя" школа не обходится без комплекса изнуряющих физических упражнений.

    Процесс обучения во "внутренних" и во "внешних" школах не сводился только к изучению различных приемов, а был рассчитан на многие годы, и представлял собой широкую программу, главной целью которой было совершенствование тела и духа, совершенствование личности.

    Что мы знаем об Ушу

    Определить, что такое Ушу, довольно сложно. Если на Западе Ушу воспринимается либо как боевое искусство, единоборства, либо как спорт или оздоровительная гимнастика, то для Китая это нечто большее. В разные периоды истории к Ушу относили методы боя, способы оздоровления и врачевания, медитативную и духовную практику, народные праздничные ритуалы, цирковые представления и танцы в подражание животным, даже дыхательную гимнастику. Но самое главное, во все времена Ушу воспринималось как "чудесное и утонченное", как "сокровенное искусство" (мяо и сюань шу). Оно реализовывалось в "одухотворенном ударе" (шэнь цюань), даровало истинное мастерство" (чжэнь гунфу), "благую мощь" (дэ). Несложно заметить, что все это как бы некий священный "от Неба данный характер" Ушу. Не случайно сегодня в традиционных школах о занятиях боевыми искусствами говорят: "упражняться в достижении мастерства" (лянь гун), в противоположность спортивным секциям, где просто "тренируются". Все это лишь подтверждает связь традиции Ушу с духовными и религиозными системами.

    Ушу послужило истоком и, одновременно, матрицей для всех боевых искусств, единоборств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо, айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао. Следовательно, изучая китайские боевые искусства, единоборства мы можем видеть как бы "праформу" японских, корейских, вьетнамских и даже некоторых индонезийских боевых систем. Правда, не все сегодня громко заявляют об этом. Но факт остается фактом - даже в таком чисто японском виде боевых искусств, единоборств как каратэ, в первое время названия приемов и комплексов были заимствованы из Китая.

    Если японские боевые искусств распространялись в мире по "официальной" линии, и росту их популярности до сих пор способствует продуманная государственная политика, то китайское Ушу проникало в другие страны прежде всего через общины китайцев - эмигрантов. Именно от них Запад узнал о китайском Ушу. Поскольку зарубежные китайцы происходили, в основном, с Юга Китая, а многие были к тому же членами тайных обществ, то для обозначения боевых искусств стал применяться термин, распространенный в этой среде и являющийся синонимом ушу, - гунфу. Вследствие особенностей транскрипции его звучание несколько исказилось, и мир узнал о боевом искусстве кунфу. Сначала на Западе кунфу преподавали в основном китайцы, чуть позже к ним присоединились и европейцы. Долгое время такое преподавание носило довольно бессистемный характер, а под кунфу подразумевались не столько собственно китайские боевые искусства, единоборства сколько все те способы боя и оздоровления, которые не попадали под четкую систему каратэ. Естественно, не обошлось без создания новых "стилей" и "школ". Большинство из них представляло собой откровенные подделки под восточную экзотику, но некоторые оказались весьма удачными изобретениями, хотя и мало соприкасающимися с китайской традицией. Например система боя, созданная Брюсом Ли считается кунфу.

    О китайских боевых искусствах, единоборствах заговорили еще в 60-х гг. XX-го века, но настоящий бум наступил приблизительно с начала 70-х гг., когда стало стремительно расти число залов для занятия кунфу.

    Сначала кунфу воспринималось лишь как антитеза или дополнение к каратэ - "еще лучше", как писали о нем западные журналы типа "Inside Kungfu" и "Karate". Интересно, что долгое время Запад вообще не знал, как называются китайские боевые искусства, поэтому появилось название "китайский бокс", а известный популяризатор боевых искусств, Эд Паркер вообще писал о китайском карате.

    Ситуация заметным образом изменилась в конце 70-х. Именно тогда стали выходить первые, пусть недостаточно профессиональные, но познавательные работы по истории и духовной традиции Ушу, потеснившие бульварную литературу о "смертельных касаниях и энергетических ударах". Так постепенно становилось ясно, что Ушу - явление более высокого порядка, нежели просто боевая практика.

    Параллельно с этим власти КНР активизировали начатую еще в 50-х гг. пропаганду спортивного направления Ушу, созданного в результате упрощения традиционной практики. С одной стороны это переводило Ушу в область спорта, с другой должно было противостоять тем международным организациям, которые проповедовали традиционные ценности Ушу. Оно оказалось разделенным на "традиционное" и "современное" единоборство. В ряде стран возникло даже лобби, толкующее Ушу исключительно как вид физкультуры," пропагандирующее современные гимнастические комплексы. Пик этого движения пришелся на начало 90-х гг., однако затем начался резкий спад. Большого успеха это направление не приобрело, поскольку, с одной стороны, было ориентировано в основном на молодых и хорошо подготовленных спортсменов, а с другой игнорировало духовные аспекты Ушу.

    В начале 80-х гг. популярность кунфу докатилась и до СССР. Изначально это выразилось в создании нескольких стилей, не имеющих ни аналогов в Китае, ни непосредственного отношения к Ушу. В частности, тогда родились стили чой, шоудао и ряд других.

    С 1986 г. началась пропаганда спортивно-физкультурного направления Ушу. Большое количество поклонников завоевал чаньцюань "Длинный кулак" - молодой гимнастический стиль, созданный в 50-х гг. нашего столетия. Во многом это объяснялось тем, что первые энтузиасты боевых искусств ушу из-за недостатка информации не очень точно представляли себе, что же такое Ушу. Вскоре осознали, что "гимнастика ушу" связана, скорее, не с боевым искусством, а со спортивной гимнастикой и не дает ответов на многие вопросы, волнующие энтузиастов Ушу. Наиболее привлекательными становятся те стили единоборства, история которых насчитывает несколько столетий: шаолиньцюань, синъицюань, тунбэйцюань, чоцзяо и др.


    Добавить комментарий
    Автор:
    E-mail:
    Комментарий:
    Контрольное число:  

    Новости кибоксинга | Новости IKAS | Единоборства | Кикбоксинг и тайский бокс | Растяжка и гибкость | Великие бойцы | Принципы тренировки | Спортивная экипировка | Фитнес