Домой Поиск по сайту Напишите нам письмо

Спортивная тренировка: Динамический тренинг опорности.


Поиск по сайту

Содержание:

  • Скорость
  • Точность
  • Координация
  • Восприятие
  • Мощь
  • Саморегуляция эмоционального состоян...
  • Что может спортивный психолог?
  • Спортивная тренировка: Что такое физ...
  • Спортивная тренировка: Центрирование...
  • Спортивная тренировка: Тренируйся по...
  • Спортивная тренировка: Сознание. Пси...
  • Спортивная тренировка: Развитие выно...
  • Спортивная тренировка: Использование...
  • Спортивная тренировка: Динамический ...
  • Психотехники. Боевое искусство. Авт...
  • Спортивная тренировка: Динамический тренинг опорности.

    Развитие чего? Куда? Как?

    Познай себя – и ты познаешь Бога!


    Человек не есть нечто или некто в раз появившееся в полном объеме своих проявлений. Человеком не рождаются – им становятся. Становление Человека – есть многовекторный процесс развития и самоопределения в бытии его в природе, обществе, культурной традиции, системе человеческих знаний и, в предельном смысле, - его бытии в Боге и со–бытии с Богом.

    Все сущее пребывает в Боге, то только Человеку дана возможность сопричастности к божественному замыслу и со-бытии с ним.

    Человек развивается в бесчисленных связях с другими. Он рождается не просто в качестве физического тела в пространстве, заполненном другими физическими телами, но рождается в определённой культурно-социальной среде, которая оказывает формирующее воздействие, в том числе и на биологические процессы развития. И это воздействие далеко не всегда соответствует ходу развития жизни.

    Некоторые веяния в общественной и культурной жизни становятся прямо деструктивными и ведут к деградации, как отдельного человека, так и общества в целом. Через средства массовой информации образцы этих деструктивных влияний тысячекратно тиражируются, превращаясь сначала в любопытное, затем в модное, а затем в обыденное и нормальное, принимаемое всем обществом.

    Найти в мутной информационной лавине путеводные нити, выводящие на путь божественного развития, становится почти невозможным. Это настолько же трудно как, скажем, найти алмаз среди стекляшек. Ну, а уж следовать найденной нити - ...

    Тем не менее, эти путеводные нити всегда были и есть. Одна из них - Йога, в изначальном смысле этого понятия: воссоединение. Чтобы воссоединиться с божественным замыслом развития Жизни и Человека напрямую без посредников есть единственно надежный способ: познать в себе предыдущий путь эволюции, поднять эволюционную память. Без прошлого нет будущего. Будущее нам не ведомо, а память о прошлом - в нас самих.

    Движение – способ существования этого мира. Доказано, что в эволюционном развитии опорно-мышечной и нервной системы двигательная функция сыграла решающую роль. Именно действия биологической особи являются определяющими для её судьбы. Эволюционный механизм выживания - межвидовая и внутривидовая конкуренция, борьба за выживание - ставили перед живыми существами необходимость совершать все более сложные, а главное - нестереотипные движения, которые требовали развития все более и более совершенных систем управления движениями (центральных нервных систем) и исполнительных органов (опорно-двигательных систем) [Бернштейн Н.А., 1947].

    Наука доказала, что человек подобен живому действующему музею эволюции. В нем сохранены все классы движений, появившиеся по ходу эволюции: от мерцательных движений, характерных для одноклеточных простейших, до смыслопередающих движений, которые может исполнять только высокоразвитый человек. Было доказано, что живое движение от механического отличается смыслосодержанием. Два живых движения, ничем не отличающиеся друг от друга по внешним физическим параметрам, но имеющие разное смысловое содержание, управляются разными нервными структурами. (Вот поэтому-то возникают трудности, иногда - непреодолимые, при двигательном обучении. Тот факт, что кто-то научился повторять движение по образцу, еще далеко не означает, что он вник в смысл этого движения. Так, например, формальное выполнение ката ("образцов") в каратэ не передает смысла, который вкладывался в них мастерами, а потому движения из старых "образцов" не работают в реальных поединках; только сам мастер, оставивший след в виде ката, возможно мог бы передать всю её глубину.)

    Несмотря на то, что на нынешнем этапе эволюции человека доминанта перенесена на развитие высших психических функций, роль движения в развитии человека остается актуальной, как в его индивидуальном развитии, так и в развитии рода.

    То, что в развитии двигательных возможностей человека существуют огромные резервы, демонстрируют достижения спортсменов в гимнастике, акробатике и других сложнокоординационных видах спорта: 13-летние гимнастки показывают чудеса во владении собственным телом. Но это резервы двигательного развития "в ширину", и не дают (как бы это не хотелось) развития "в вышину" - поскольку в спорте задействуются координационные уровни не выше предметного (в классификации Бернштейна).

    Путь развития "в вышину" требует выполнения не просто более сложных и быстрых движений, но именно движений других классов, требующих развития более высоких "нервных этажей". Такие движения внешне могут быть очень схожими с движениями более низкого класса, но при этом они несут иные смыслы. Поэтому и метод развития координации движения "в вышину" должен быть основан на постановке иных смысловых задач. При этом, что чрезвычайно важно, эти смыслы должны быть природосообразны. Мы утверждаем вслед за Учителями, что смысл Природы - МЕДИТАЦИЯ

    Ставя перед собой задачу развития двигательной функции в природосообразном порядке, этот самый порядок мы в первую очередь должны обнаружить и восстановить в себе. И никакой другой метод, кроме как медитация в движении - динамическая медитация, здесь не поможет. В то же время мы не пренебрегаем рациональной частью своего разума: строим и используем объяснительные модели, но ровно настолько, насколько они оказываются полезными для практики. Объяснительная модель, которая могла бы быть положена в основу сознательного развития всех уровней движения: от нижних рефлекторных до высших психических, должна быть 1)эволюционной (природосообразной) 2) рационально доказуемой 3) действенной в практике.

    На наш взгляд модель "опорности" полностью соответствует этим требованиям.



    Эволюционное значение двигательной функции

    Движения в ДТО, имея снаружи вроде обычную форму,
    имеют совершенно иное смысловое содержание, а потому
    заставляют работать мозг в необычном режиме


    Человек во всех своих проявлениях является закономерным результатом предыдущего этапа эволюции жизни на Земле, за которым неминуемо грядет следующий.

    Эволюция человека происходила (и происходит) как на телесном, "физическом" плане, так и в плане психическом: психическое развитие требует развития телесного, а телесное развитие обеспечивает развитие психическое.

    Роль связующего звена, соединяющего психику и соматику в единый континуум, несомненно является двигательная функция.

    Н.А.Бернштейн, выдающийся советский психофизиолог, произвел реконструкцию эволюции двигательной функции в неразрывной связи с развитием ЦНС, считающимся субстратом психики, и соматического аппарата в целом. В своей работе "Построение движений", удостоенной Сталинской премии, он произвел классификацию всевозможных движения человека по классам или уровням, доказав, что каждый из этих классов движений возник на определенном шаге филогенеза и впоследствии был унаследован человеком от его животных предков. Н.А.Бернштейн раскрыл эволюционную роль двигательной функции в филогенезе соматического аппарата, включающего в себя центральную нервную систему, опорно-двигательную систему и другие системы организма.

    1. Зачатки развития центральных нервных систем уже находят у кишечнополостных, заменивших химический, чрезвычайно медленный способ передачи сигналов, на гораздо более быстрый - биоэлектрический.
    2. Поворотным пунктом в развитии центральных нервных систем явилось появление на смену округлосимметричным продолговатых животных форм - головных метамеров, у которых ротовой конец становится головным и главным, первым сталкивающимся как с добычей, так и с опасностью и препятствием (потому у человека и мозг в голове и защищен черепом). Это вызвало биологическую необходимость передачи сигналов всем остальным сегментам тела, руководства и объединения их движений.
    3. Развитие у продолговатых животных форм телерецепторов, каждый из которых трансформировался путем утончения и усовершенствования первоначальных категорий чувствительности (обоняние - из вкусового хеморецептора, слух - из вибрационной, зрение - из кожной фотохимической чувствительности).
    4. Появление телерецепторов обеспечило возможность реагировать на раздражители находящиеся на удалении во множество раз большем, чем собственные размеры тела реализовать биологическую необходимость локомоторных перемещений в пространстве всего тела как целого
    5. Принцип локомоторных перемещений (целиковых перемещений на расстояния большие, чем размеры тела) потребовал возникновение мощных интегрирующих, синергирующих аппаратов ЦНС, начиная с таламо-палидарного двигательного уровня, являющего собой древнейшее во всем филогенезе позвоночной группы действительно центральное нервное образование, в дальнейшей эволюции наследованное человеком.
    6. Усложнение возникавших перед организмами задач, требующих совершенно иных движений и соответствующее обогащение координационных ресурсов особей привело к филогенезу систем, управляющих движением, одновременно по двум направлениям:
    a. Эволюция рецепторики: усложняются двигательные задачи; возрастает разнобразие реакций, требующихся от организма; предъявляются более высокие требования к дифференцированности и точности; усложняется смысловая наполненность движений, действий и поступков животного, что в основном и преимущественно обеспечивается эволюцией рецепторики.
    b. Эволюция центральных нервных систем: в общем составе двигательных задач, возрастает доля задач непредвиденных, выходящих за шаблоны родовой деятельности, что требует возрастания в филогенезе способности к накоплению индивидуального опыта, к замыканию новых условных связей. А это обеспечивается эволюцией центральных нервных систем.

    Двигательная функция очень долгое время играла ведущую роль в филогенезе соматического аппарата, поскольку выживание индивидуума зависело и зависит от его действий и их адекватности в процессе межвидовой и внутривидовой борьбы. И хотя на нынешнем этапе эволюции человека доминанта находится в области развития психических функций, двигательная функция не перестала быть значимой не только в онтогенезе отдельного человека, но и в филогенезе всего человеческого рода - эволюция продолжается.

    Связь моторного развития с созреванием мозговых структур растущего ребенка хорошо изучена. Современные научные исследования подтверждают влияние двигательной активности на развитие мозга взрослого индивидуума, а значит и на развитие его психических функций. Так исследования американского ученого Х.Хайдена показали, что в процессе активной деятельности особи не только увеличивается общее количество рибонуклеиновых кислот (РНК), но и происходит направленный рост новых нервных волокон, что приводит к перестройке пространственной структуры межнейронных связей.

    Влияние мышечных нагрузок на изменение строения костей также подтверждены сравнительными исследованиями рентгенограмм костных структур спортсменов и людей не занимающихся активной двигательной деятельностью.

    Гораздо сложнее оценить влияние характера двигательных нагрузок, их организации, интенсивности на будущий генотип человека, поскольку подобные научные исследования займут по крайней мере столетия или тысячелетия. Здесь можно уловить лишь некоторые тенденции.

    Основные тенденции исходя из предыдущего хода эволюции опорно-двигательного аппарата человека при условии естественного её продолжения, следующие:
    1. Дальнейшее выпрямление позвоночника, сглаживание лордоза и кифоза.
    2. Разворачивание, раскрытие костей таза.
    3. Развитие амортизационной и двигательной функции стоп.

    Требования к развитию тела по п.п. 1 и 2 у своих последователей требует Йога как в индуистской, так и даоской традициях, а также аутентичные формы цигун. В динамике борьбы именно такие изменения наряду с развитием компенсаторных механизмов по принципам мостов позволяют реализовать постоянство опорности. (Здесь мост - несущая конструкция позволяющая удерживать нагрузки в поперечных направлениях). Явных упоминаний о требованиях по п.3 в текстах по йоге и цигун мы не находим, кроме как в некоторых пословицах китайского кунфу таких как, например: "Цзинь коренится в стопах, врывается в ноги, направляется поясницей и действует через пальцы". Цзинь в даосской модели человека - это пружинистая сила, которую необходимо развивать и учиться применять в бою. Её действие можно увидеть, например, в подбрасывании партнеров в процессе динамического тренинга опорности в мягком стиле.

    При выполнении условий первых двух пунктов двигаться в опорной силовой динамике возможно только при организации движения от стоп. Плоская стопа - серьёзное препятствие к этому и признак нарушений в нормальном развития ОДА.

    Гимнастический блок динамического тренинга опорности направлен на развитие психосоматики человека в соответствии с естественным ходом эволюции. Посредством неё, в частности, выравнивается позвоночник, выправляется осанка, развивается здоровая, бодрая излучающая силу походка от стоп, происходит развитие крестцовой области, тазобедренных суставов в общем методическом контексте.

    В ДТО практиканту приходится решать разнообразные двигательные задачи обычно возникающие в борьбе с одним или несколькими нападающими, без оружия или вооруженными предметами, нетривиальным способом, отличным от привычных стереотипов реагирования. Действия наполняются более глубоким смыслом, нежели просто "блоки", "удары" или "броски". Понятия "точность", "своевременность" "эффективность" получают глубокое наполнение. Критерий их достижения вбирает в себя не только то, что происходит с партнером, но и то, и это является самым главным в тренинге, каких внутренних изменений достигаешь сам. Каждый раз перед практикантом ставится задача (двигательный коан), решение которого невозможно без перехода в измененное состояние сознания, на иной способ мышления, объединяющий в себе без конфликта интуитивную спонтанность и индивидуальную стилевую предопределенность. Эти внутренние изменения имеют эволюционный характер. Движения в ДТО, имея снаружи вроде обычную форму (правда их траектории точно выверены и очищены), имеют совершенно иное смысловое содержание, а потому заставляют работать мозг в необычном режиме, характерном для глубокой медитации с тотальной готовностью к действию. Поэтому этот режим с полным правом можно назвать динамической медитацией.

    А.Кабанов


    Автор Комментарий
    А.Кабанов
    01.12.05 15:42
    Было бы прилично дать ссылку на сайт с которого взята статья:
    http://www.dintr.ru

    Добавить комментарий
    Автор:
    E-mail:
    Комментарий:
    Контрольное число:  

    Новости кибоксинга | Новости IKAS | Единоборства | Кикбоксинг и тайский бокс | Растяжка и гибкость | Великие бойцы | Принципы тренировки | Спортивная экипировка | Фитнес